В МБОУ ООШ №30 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами: реализуются адаптированные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) для обучающихся при необходимости организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование.
Вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированы Уставом и локальными актами МБОУ ООШ №30.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
О специально оборудованных учебных кабинетах |
Имеются кабинет СБО, кабинет педагога-психолога, логопеда, дефектолога, три учебных кабинета для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специалистами социально-психологической службы школы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) мероприятия по абилитации и психологической коррекции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводятся в учебных кабинетах для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Имеется кабинет СБО для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором проводятся практические занятия по предметам "Профильный труд", "Основы социальной жизни". |
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами ОВЗ |
Имеется школьная библиотека. В библиотека имеется лупа с подсветкой для слабовидящих. Обучающиеся с ОВЗ пользуются всей имеющейся в наличии учебной, художественной, справочной литературой. |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Имеется спортивный зал, расположенный в здании, который также используются для организации занятий по физической культуре для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
В образовательной организации имеются средства для обучения и воспитания, которые также используются для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это учебное оборудование, учебно-методические комплексы, спортивный инвентарь, дидактические материалы, мультимедийные продукты, библиотечный фонд, включающий в себя: учебники для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебно-методические пособия и комплекты, энциклопедии, справочники, книги для чтения (дополнительная литература для обучающихся). По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование. |
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания ОО |
Для обеспечения доступа в здание МБОУ ООШ №30 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется кнопка вызова, также необходимая помощь оказывается сотрудниками образовательной организации. Вызов сотрудника по телефону 8(86146)91-1-57. Имеются расширенные дверные проемы. - вывеска на входе выполнена рельефно-точечным шрифтом Брайля - создан беспрепятственный (нет порожков) в столовую, спортивный зал, учебные кабинеты. |
О специальных условиях питания |
В образовательной организации организовано двухразовое бесплатное питание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (горячий завтрак, обед), для организации питания имеется буфет-раздаточная на 42 посадочных места. Специальные приспособления для питания инвалидов и лиц с ОВЗ не требуются. |
О специальных условиях охраны здоровья |
Медицинский кабинет и другие объекты по охране здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ: медицинское обслуживание осуществляется на базе Петровской участковой больницы, имеется кабинет педагога-психолога с уголком психологической разгрузки. Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) отсутствует. По предварительной договоренности возможно предоставление инвалидам по зрению/слуху сурдопереводчика/тифлосурдопереводчика. Все педагогические работники, осуществляющие обучение инвалидов и обучающихся с ОВЗ, прошли необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещении организации. |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Медиатека, библиотека с наличием компьютера с выходом в Интернет имеется. Функционирует официальный сайт: https://school-30snk.ru , адаптированный для лиц с нарушением зрения. В кабинете информатики имеется возможность доступа к Интернет-ресурсам. Компьютеры, из них с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другое мультимедийное оборудование, приспособленное для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, имеются. Для безопасности получения и использования информации на всех компьютерах фильтрация осуществляется через Интернет-цензор. Учебники для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеются, обеспеченность 100%.. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ |
Информация о: наличии электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: «Электронный журнал» МБОУ ООШ № 30 https://sgo.rso23.ru/; Электронные образовательные ресурсы доступны учащимся и педагогам школы - Единая коллекция ЦОР.( school-collection.edu.ru) Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья могут быть приобретены при наличии необходимости. Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен при наличии версии для слабовидящих. |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Информация о наличии в ОО: - сменных кресел-колясок - отсутствуют; - специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации - отсутствуют; - дублирования для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации - частично имеется; - дублирования надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля – частично имеется. |
Организация безопасности, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Одним из основных направлений в работе является создание безопасных условий, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в школе постоянно проводится работа по совершенствованию материально-технической базы для создания оптимальных условий безопасного функционирования образовательного учреждения: - школа полностью оснащена средствами пожаротушения; - здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, средствами речевого оповещения и управления эвакуацией; - установлены противопожарные двери, заправлены огнетушители; - имеются световые указатели запасных выходов, планы эвакуации по этажам; - установлена тревожная кнопка; - имеется наружное видеонаблюдение; - смонтировано освещение территории школы; - восстановлено ограждение по периметру территории школы; - своевременно проводятся замеры сопротивления изоляции. В школе своевременно и в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций. |
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Общежитие, интернат отсутствуют. |
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Общежитие, интернат отсутствуют. |
Методические рекомендации
по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
№ п/ п |
Название рекомендаций |
Разработчик |
Целевая аудитория |
Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма |
1. |
Социальная диада детства: родителям о детях |
ФГБНУ «Институт коррекционнойпедагогики» |
Для родителей |
|
2. |
Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (синтеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
3. |
Психологическая безопасность школьников, подростков и юношей с РАС в интернете |
ФГБНУ «Институт коррекционнойпедагогики» |
Для родителей |
|
4. |
Маршрутизатор комплексногопсихолого- педагогического сопровождения обучающихся сограниченными возможностями здоровья |
ФГБНУ «Институт коррекционнойпедагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Marshrutizator-kompleksnogo-PPS.pdf |
5. |
Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих родителей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
6. |
Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению детей с НОДА |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
7. |
Как построить взаимодействие со своим ребенком рекомендации психолога родителям подростков с ЗПР |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
8. |
Играя, развиваем советы родителям детей с ТМНР |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
9. |
Организация семейного воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
10. | Коммуникативные возможности детей с тяжелыми двигательными и интеллектуальными нарушениями: диагностика и коррекция |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
|
11. | Организация семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом: методическое пособие для родителей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей | |
12. | Методы и приемы формирования речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
13. |
Реализация коррекционного курса Сенсорное развитие в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
14. |
Реализация коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР на уровне НОО |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
15. |
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в обучении детей с нарушениямислуха |
ФГБНУ «Институт коррекционнойпедагогики» |
Для педагогических работников |
|
16. | Основы психолого-педагогического консультирования родителей ребенка с ОВЗ в период лечения в стационаре |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
17. | Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
18. | Методика развития пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
19. |
Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей- инвалидов |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
20. |
Методические рекомендации для педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ с применением компьютерных инструментов |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
21. |
Ресурсы семей, воспитывающих детей с различными ограничениями в состоянии здоровья |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников.Для руководителей и специалистов ППМС- центров |
|
22. |
Реализация принципов ранней помощи в условиях дистанционного консультирования семьи ребенкараннего возраста с ОВЗ |
ФГБНУ «Институт коррекционнойпедагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/05/Realizaciya_principov_rannej_pomoshhi.pdf |
23. |
Опыт использование подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников.Для руководителей и специалистов ППМС- центров |
|
24. |
Примерные модульные программы дополнительного профессионального образования для специалистов системы ранней помощи, педагогов общего и профессионального образования, работающих винклюзивных образовательных организациях |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для специалистов региональных институтов развития образования |
https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/(раздел 2022 – НИР «Реконструкция системыдополнительного профессионального образованияна основе развивающихся научных представленийв сфере коррекционной педагогики и специальной психологии») |
25. |
Примерная методика и инструментарий определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательныхпрограмм |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для местных и региональных органов управления образованием |
А.В. Бугаев, письмо от 31 января 2023 г. № АБ-356/07 |
26. |
Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций |
ФГБОУ ВО«Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для руководящих и педагогическихработников общеобразовательных организаций |
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieeceo2022/contents |
27. |
Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации |
ФГБОУ ВО«Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для руководящих и педагогическихработников профессиональных образовательных организациях |
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieceompe2022/contents |
28. |
Профессиональная подготовка тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации дляпедагогических ВУЗов и институтов развития образования |
ФГБОУ ВО«Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для педагогических ВУЗов и институтов развития образования |
|
29. |
Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению«Специальное (дефектологическое) образование» |
ФГБОУ ВО«Московский педагогический государственный университет» |
Для разработчиков образовательных программ, преподавателей ВУЗов,магистрантов и аспирантов |
http://mpgu.su/novosti/metodicheskie-obrazovatelnyh-defektologicheskoe/ |
30. |
Методические рекомендации по созданию и реализации воспитательной системы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы |
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» |
Для руководящих и педагогических работников образовательных организаций.Для специалистов лагерей.Для родителей. |
http://mpgu.su/wp-content/uploads/2023/06/МЕТОДИЧЕСКИЕ-РЕКОМЕНДАЦИИ.pdf |
31. |
Маршрутизатор образования и психолого- педагогического сопровождения обучающихся с РАС |
ФРЦ РАС ФГБОУ ВО«Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для родителей.Для педагогических работников |